Не вижу особой пользы в переносе российской столицы (о чём время от времени начинают заново рассуждать) куда бы то ни было — хоть на юг, хоть на Дальний Восток, хоть обратно в Санкт-Петербург.
Вполне понятно: куда бы мы ни переносили столицу, там немедленно начнут накапливаться те же самые противоречия, какие накапливаются в столице сейчас, ибо противоречия эти проистекают в конечном счёте не из конкретного места, а из самого факта сверхконцентрации разнообразных дел в одном месте. До тех пор, пока у нас основные запросы жизни всей страны решаются в столице — до тех самых пор, куда бы мы ни перенесли столицу за ней, перенесутся все бесчисленные противоречия, связанные именно с тем, что эти вопросы надо решать именно здесь и нигде больше. И по этой же причине, куда бы мы ни перенесли столицу, за ней немедленно потянутся и сверхконцентрация населения, и неизбежная коррупция (даже если мы её назовём в американском духе лоббированием, суть вопроса от этого не изменится — это в любом случае будет стремление решить сложные вопросы с применением тех или иных финансовых схем). Туда же потянутся и массированные потоки приезжих.
НДа, конечно, в Москве на всё это накладывается ещё и изобилие промышленной активности, сохранившееся ещё с советских времён и сохраняющееся, несмотря на все попытки уничтожить отечественную промышленность в целом и московскую — в частности. Понятно, в полной мере уничтожить промышленность в Москве не удастся хотя бы потому что промышленность тесно связана с наукой — опять-таки несмотря на все попытки разорвать эту связь — и поэтому в промышленных регионах неизбежно концентрируются и наука, и производство. Поскольку в Москве очень много научных и научно-технических учреждений, то можно не сомневаться: и промышленность здесь будет развиваться ещё достаточно долго. На мой взгляд, это даже хорошо, потому что промышленность, находящаяся в столице, имеет большие возможности для того самого лоббирования — отстаивания своих интересов, а это, в конечном счёте, интересы всей промышленности.
Так что не вижу ни возможности, ни необходимости куда-либо переносить столицу. Необходимости не вижу, поскольку в любом случае за столицей потянутся те же проблемы, которые сейчас испытывает Москва, а возможностей не вижу, потому что сейчас в Москве сосредоточено слишком много полезного, чтобы мы могли всё это полезное куда-то перетаскивать.
Правда, многие говорят: сейчас столица слишком близка к западу страны и поэтому не обращает внимания ни на Урал, ни на Сибирь, ни тем более на Дальний Восток. Но боюсь, и тут перенос не поможет. Правительство Российской Федерации точно так же не обращает внимания на Поволжье, Нечерноземье, Поморье… Даже проблемы Москвы оно замечает лишь тогда, когда они мешают самим членам правительства — поэтому, например, о пробках говорят едва ли не больше, чем обо всех остальных сложностях мегаполиса. Причина не в расположении столицы, а в насаждаемом уже четверть века либертарианском веровании: государство не вправе делать ничего полезного. Пока это лжеучение остаётся у нас господствующим, никакое расположение столицы не поможет решать местные проблемы. А когда оно будет изжито — тот же Дальний Восток получит не меньше внимания, чем в советское время, когда столица была в той же Москве, но правительство возглавлял не нынешний премьер, а Иосиф Виссарионович Джугашвили.
Политический консультант Анатолий Вассерман, "Однако"