Позиция партии "РОДИНА" о смертной казни для коррупционеров, высказанная "Брянскому объективу" председателем брянской "РОДИНЫ", членом Федерального Политсовета Геннадием Селебиным, поддерживается очень многими нашими читателями. В продолжение темы публикуем материалы участника дискуссионного клуба Владимира Гурзо, эксперта брянской "РОДИНЫ".
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В названном законе под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица.
При этом значительным размером получения взятки (ст. 290 УК РФ); дачи взятки (ст. 291 УК РФ) и посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.
В 2016 г. в Уголовном кодексе РФ появилась еще ст. 291.2., предусматривающая ответственность за мелкое взяточничество, размер которого не превышает десяти тысяч рублей. Сегодня, насколько мне известно, Минюстом РФ готовится законодательное предложение ограничиваться предупреждением за малозначительное взяточничество.
Согласно Уголовному кодексу РФ, за совершение названных преступлений максимальная санкция в виде лишения свободы составляет 15 лет.
Как видим, у нас уголовное наказание за преступления коррупционной направленности отличается большим «либерализмом» в сравнении с наказаниями за те же преступления, скажем, в Китае.
Нередко можно услышать мнение, что без взяток наша экономика не сможет работать и ее приводным механизмам требуется "коррупционная смазка". Действительно, сегодня предприниматели опутаны паутиной бесчисленного количества нормативных правовых актов, касающихся их деятельности (особенно ведомственного характера). Найти их и разобраться в их содержании - очень непростая задача, особенно когда наталкиваешься на «конкурирующие» нормы, которых в избытке в нашем законодательстве. Этим и пользуются коррумпированные чиновники. Как говорится, "в мутной водице легко рыбка ловится". Когда МЧС предложили сделать ревизию нормативных актов, имеющих отношение к бизнесу, и разместить их на сайте для всеобщего сведения, было заявлено, что для этого потребуется два года. Вот и выходит, чтобы прорвать эту паутину, предприниматели вынуждены идти на подкуп для решения возникающих правовых проблем. Отсюда вывод: чем проще, понятнее, доступнее законодательство, требования которого легко выполнимы, тем меньше возможностей для коррупционного давления на бизнес.
Коррупция - это враг, душитель экономики и правопорядка, и ее надо выжигать каленым железом. Мы видим, к каким последствиям приводят «откаты» при размещении государственных и муниципальных заказов; при реализации инвестиционных проектов, казнокрадство и т.д.
По данным Генеральной прокуратуры РФ число преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ (получение взятки), в нашем регионе за полугодие текущего года возросло с 11 до 42.
Встает извечный вопрос: как бороться и побеждать коррупцию.
Возможностей здесь много. Главное вижу в том, чтобы обеспечить неотвратимость наказания коррупционеров, невзирая на их бывшие заслуги и занимаемые должности. Еще Аристотель писал: если человек видит, что наказание за преступление может наступить в отдаленной перспективе, а цель преступления близка, то это толкает человека на совершение преступления.
При нынешней деятельности правоохранительных и судебных органов реализовать этот принцип в силу известных причин весьма затруднительно.
Считаю также важным сформировать перечень государственных и муниципальных должностей, связанных с высоким коррупционным риском. В отношении работников, замещающих такие должности, необходимо разработать и внедрить специальные антикоррупционные процедуры и требования (к примеру, в некоторых странах полицейских постоянно проверяют на коррупционность с помощью провокации взятки). Вообще же существует множество эффективных «оперативных» мероприятий, позволяющих "накрывать коррупционеров". Но здесь многое зависит от честности, добросовестности и профессионализма работников контрольных и правоохранительных органов.
Выявление конфликта интересов в деятельности государственных и муниципальных служащих является одним из важных способов предупреждения коррупции. Здесь важно своевременно «отреагировать» и зафиксировать тот момент, когда служащий уже подошел к возможности извлечь личную выгоду из недолжного исполнения своих обязанностей, что позволит избежать причинения вреда.
Сегодня в крупных компаниях уже начинают внедряться меры обеспечения соответствия ее деятельности требованиям законодательства по созданию механизмов выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечению комплексной защиты (так называемая система комплаенс).
Мы знаем, что Указом Президента РФ введена обязанность ежегодного декларирования государственными и муниципальными служащими имущества, доходов и расходов, а также их ближайших родственников. Однако в круг этих родственников не включены родители, братья, сестры, бабушки, дедушки. Они остаются вне пределов коррупционного контроля, что дает чиновникам возможность оформлять на них имущество, приобретенное преступным путем и подавать декларации, не вызывающие сомнений в их честности. Эту лазейку надо закрывать.
Важная роль в профилактике и противодействии коррупции должна быть также отведена различным институтам гражданского общества, общественному контролю. Здесь важно добиваться их профессионального и постоянного взаимодействия со всеми органами государственной власти и местного самоуправления.
Существуют и другие способы борьбы с коррупцией. Но в конце мне хотелось бы сказать еще об одной стороне этой проблемы, лежащей в духовной сфере человека. Известно, что человек по своей природе обуреваем различными страстями, в том числе и такими, как алчность, тщеславие и зависть. Эти человеческие пороки являются главными разжигателями стяжательства, распрей, кровопролитий и войн. Только преодолев в себе эти качества, люди смогут победить коррупцию и построить справедливое общество, основанное на законе и порядке.