"Мы стоим на историческом рубеже. Впереди, наверное, самое опасное, непредсказуемое и вместе с тем важное десятилетие со времен окончания Второй мировой войны", – недавно сказал наш Верховный главнокомандующий. Какой будет Россия после победы над врагами во многом зависит в том числе и от характера новой миграционной политики.
Какими должны быть её принципы?
Первый принцип – это суверенизация рынка труда. Невозможно построить современную, процветающую, технологически суверенную экономику, отдав фактический контроль над миграционным сектором рынка труда в руки иностранных легальных и нелегальных посредников. Иностранные агентства внешней трудовой миграции и их представители не должны иметь право заключать прямые соглашения с российскими работодателями по поставке трудовых ресурсов. А все легальные посредники на российском рынке труда должны жёстко контролироваться и регулироваться в соответствии с российским миграционным законодательством.
Невнимание к регулированию профессиональных посредников миграционного рынка в проекте нового закона о миграции приведёт к сохранению многомиллиардного теневого криминального сегмента экономики.
Многие экономисты, выросшие на либеральных принципах свободного движения труда и капитала, возразят – невозможно создать сильный экономический российский макрорегион, ужесточая миграционную политику и вводя миграционные ограничения, например, предлагаемый давно многими экспертами переход на приглашения на работу, согласованные региональными органами исполнительной власти с привязкой трудового мигранта к конкретному работодателю.
Однако время либеральных экономических догм и подходов потихоньку уходит. Российской экономике точно не нужны миллионы необразованных и неквалифицированных мигрантов, которые зачастую и на родном-то языке не умеют читать и писать. Этот многомилионный миграционный поток убивает рост производительности труда российской экономики, резкое повышение которой необходимо для перехода на новый шестой технологический уклад.
Таким образом, сохраняя либеральную миграционную политику, мы не помогаем собственной экономике, а, наоборот, способствуем её деградации и упрощению.
Уже сегодня миграция из экономически обоснованной превратилась в социальную со всеми вытекающими отсюда огромными издержками для всего российского общества. Получая сиюминутную экономическую выгоду от относительно дешёвой иностранной рабочей силы, закрывая текущие демографические провалы, власть закладывает мину замедленного действия в основании российского государства и общества. Некоторые ответственные перед народом губернаторы регионов это уже осознали и пытаются по мере сил и полномочий изменить миграционную политику. Надо дать им для этого соответствующие рычаги.
Я за дружбу народов, но у каждого народа есть свои экономические интересы. И за эти интересы ближайшее десятилетие предстоит жестокая борьба. Если государства – союзники, то они должны помогать друг другу, но если есть сомнения и многовекторные колебания, то нужны приглашения на работу, в том числе и с безвизовыми странами. Тем более конфигурация российского экономического макрорегиона выходит далеко за пределы стран СНГ.
Второй принцип – на федеральном уровне необходимо ввести налоговое стимулирование работодателей для приоритетного трудоустройства российских граждан, а налоги на использование иностранного труда, наоборот, мы предлагаем удвоить. С другой стороны, надо прекратить практику двойного взимания, по сути, одних и тех же налогов и с мигранта, и с его официального работодателя. Существует проблема возвратности из бюджета авансовых платежей по НДФЛ. Это просто не справедливо по отношению к законопослушным людям.
И, в-третьих, безусловно, требуется наладить механизм адаптации для проживающих в стране мигрантов. Следует обратить внимание на градацию необходимой адаптации для различных категорий мигрантов. Адаптация трудового мигранта, приехавшего в Россию на год, и для мигранта, претендующего на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, а тем более гражданства, должна быть разная. Должны быть выработаны единые механизмы против создания анклавов. В некоторых странах, в том числе и в европейских, есть жёсткое регулирование по количеству возможного проживания иностранцев в том или ином микрорайоне.
Сейчас Российская Федерация принимает миллионы беженцев с Украины. Специалисты знают проблемы, которые приходится преодолевать, помогая братскому славянскому народу, однако в этом случае можно сказать, что мы помогаем сами себе. Но пока сложно представить, как и где мы будем решать проблемы миллионов беженцев из Центральной Азии, если их поток вдруг хлынет в результате дестабилизации обстановки на южных границах Российской Федерации. Англосаксы вполне могут это спровоцировать в рамках провозглашённого ими курса на уничтожение России.
Есть ли планы по организации в случае необходимости лагерей беженцев? Где они будут находиться? Кто их будет организовывать, охранять и контролировать? Ответственные руководители должны иметь ответы на эти вопросы уже сегодня.
Что касается трудовых мигрантов, то мы предлагаем программу их адаптации, нацеленную на повышение квалификации и производительности труда. Для этого в обязательном порядке необходимо привлекать работодателей, использующих труд мигрантов, к активному участию в национальном проекте повышения производительности труда. Предприниматели, привлекающие иностранцев, обязаны повышать эффективность труда! Слишком дорогую цену платит наше общество за использование неквалифицированной иностранной рабочей силы.
Валерий Шинкаренко, председатель Президиума Политсовета партии "РОДИНА", председатель Комитета по миграции, поддержке занятости и производительности труда Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты