О причинах уличных протестов в России и стихийных попытках различных политических сил объединиться вокруг антикоррупционных митингов "Колоколу России" рассказал экономист, председатель Совета партии РОДИНА по экономике и бизнесу Михаил Хазин.
"Колокол России":
- Михаил Леонидович, каково ваше мнение по поводу возможного объединения левых и правых сил на фоне процессов, идущих сейчас в нашем обществе?
Михаил Хазин:
- Вы употребили очень правильное слово – "процессов". Фактически речь идет о том, что и левые, и правые силы годами не могут ничего предложить обществу. Левые просто ничего не делают, а правые за что выступают? За еще большую либерализацию экономики? Первая либерализация привела к приватизации, а вторая к чему приведет? Слово "либерализм" уже стало ругательным в нашем обществе. Теперь и левые, и правые захотели оседлать народный протест, о причинах которого мы еще поговорим. Получилось не очень убедительно, потому что ни левых, ни правых на протестных митингах видно не было. Более того, в ряде городов России при попытках обсудить с демонстрантами, кто такой Алексей Навальный, многие участники протестов недоумевали: "Это вообще кто такой?". Таким образом, нам имеет смысл говорить не об объединении левых и правых, а о попытке оседлать независимо от них возникший протест.
- Ну вот, например, первое лицо Изборского клуба Александр Проханов заявил, что смена курса так или иначе произойдет – либо путем революции снизу, либо путем смены кадров сверху. Фактически он высказал идею, что "Манежная" и "Болотная" могут объединиться, и благодаря патриотическим силам в итоге у нас будет антикоррупционное, суверенное, непрозападное правительство.
- Начнем с того, что силы, которые считаются левыми, всегда пользовались патриотической риторикой, апеллировали к великой Советской империи. Другое дело, что при этом они были совершенно не готовы защищать трудящихся, бороться за права народа – то есть реально делать те вещи, которые и должны делать левые. Что касается правых, то надо понимать, что у нас есть правые, которые защищают некоторые демократические ценности, а есть и такие, которые защищают капиталистических лидеров, то есть такой обобщенный Запад. По сути, они являются компрадорами. В 1917 году, который ныне часто вспоминают, тоже было две силы, направленные против сословной империи – правые компрадоры, организовавшие Февральскую революцию, и патриоты-государственники, организовавшие Октябрь. При этом как раз Октябрьскую революцию сделали возможной высшие военные чины и примкнувшие к ним левые. Победа левых произошла, собственно говоря, только после Гражданской войны. То есть совершенно не исключено, что компрадоры-капиталисты, бежавшие после октября 1917 года, начали бы продавать Россию оптом и в розницу. Классический образчик – перешедший на английскую службу Александр Колчак, который начал за английские деньги отбирать у России Сибирь и Дальний Восток. Так вот, если бы не было Гражданской войны, которую начали силы, скинувшие царя, и которых самих скинули в октябре, я не исключаю, что коммунистическое правительство бы просто не сформировалось и не взяло бы всю власть, проведя столь жесткие реформы. В нынешней ситуации мы видим похожую картину. Имеется вполне патриотический бизнес, которому не дает развиваться компрадорская "приватизационная элита". И все попытки как-то ограничить эту элиту пока к успеху не приводят. В данном случае я склонен считать, что у патриотически ориентированного бизнеса и у левого движения есть много общего. Главное, у них есть общий враг – элита, сформировавшаяся в 90-е годы в эпоху приватизации.
Полностью интервью Михаила Хазина "Колоколу России" доступно здесь.