Любая попытка описать разного рода противодействия сталкивается сегодня с очень большой проблемой. В этом смысле история с "Шалтай-Болтаем" очень показательна. С одной стороны, те люди, которые прикидывались русскими хакерами, на самом деле работали на спецслужбы США. То есть это спецслужбы США взламывали серверы Демократической партии США, преследуя свои гнусные цели. При этом может оказаться, что на самом деле не взламывали, но задание взломать получали. Такого рода ситуация является сегодня типовой: мы имеем несколько разных картин.
О ком идет речь в данном случае? Это частные лица, которые действовали из собственного интереса? Или частные лица, которые делали это с целью шантажа? Или частные лица, которые делали это с целью шантажа, но под контролем спецслужб России? Или под контролем западных спецслужб? У нас нет и никогда не будет информации, чтобы разделить все эти варианты.
С точки зрения объективной картины, это абсолютно равноправные сценарии. И нет никаких оснований предпочесть один из них. Когда весь мир находился под контролем монопольной идеологической схемы, в которой есть хороший либеральный Запад и плохие тоталитарные режимы, включая Россию, все было понятно. Под эту схему выбирался подходящий план и реализовывался. Но сегодня мы видим разрушение это идеологической схемы. Для того чтобы обыватель пришел в нормальное, а не истеричное, как сейчас, состояние, ему нужно вменить базовую идеологическую схему. По этой причине я склонен считать, что главная тема, которую будут обсуждать Путин, Трамп и Си Цзиньпин, будет посвящена именно этому – поиску новой базовой модели.
Михаил Хазин, экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу