У американцев была попытка сделать Украину своей, в результате они получили гражданскую войну. Аналогичные попытки сделать Украину пророссийской неминуемо приведут к той же проблеме: куда девать несколько миллионов человек, ориентированных на Запад и евроинтеграцию? Есть два варианта, считает экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу Михаил Хазин в интервью EADaily.
"Вариант первый предполагает медленный путь национального примирения. Вариант второй — раздел страны. В каком направлении будет развиваться ситуация — непонятно, но одно можно сказать совершенно точно: если предыдущая администрация США совсем не рассматривала Россию как игрока, то администрация Трампа будет считать, что ключевая роль в этом вопросе будет принадлежать именно России", — говорит Хазин.
"Я склонен считать, что судьба Украины зависит от того, появится ли политическая фигура, которая будет ассоциироваться с национальным примирением. В этом случае у страны есть шанс. Если нет, тогда ее ждет распад. Но на горизонте нет такой фигуры. Безусловно, этот человек уже существует, просто мы пока о нем не знаем. Это может быть кто-то из бывших, но только не тот, кто ассоциируется с текущей политической жизнью Украины. Это человек, который сегодня представляет второй или третий круг политиков. Что касается других ключевых событий, которые ждут Россию в этом году, то надо отметить, что мы подошли к ситуации, при которой в конце весны должны быть достигнуты новые глобальные договоренности", — отмечает эксперт.
"Осенью должны быть проведены новая Бреттон-Вудская конференция и новая Ялтинская конференция, суть которых — установка правил игры в финансово-экономической сфере и установка правил игры в политической сфере. Потому что уже понятно, что США монопольно управлять миром не могут. Собственно, Трамп об этом открыто говорит. Значит нужно договориться. Но проблема состоит в том, что непонятно, кто будет участвовать в переговорах. В новой "Ялте" будет четыре участника точно. Это Трамп, Си Цзиньпин, премьер-министр Индии и Владимир Путин. Теоретически кто-то должен быть от Европы, может быть кто-то от Англии и от Бразилии. А вот кто будет участвовать в новом "Бреттон-Вудсе" — совсем непонятно. Потому что те силы, которые сегодня рулят финансами, это банкиры, которые являются врагами Трампа, и в случае острого кризиса они исчезают. Теоретически должны участвовать представители государства. Тогда, в 1944 году, США диктовали условия, потому что на них приходилось больше 50% мировой экономики. Сегодня нет игроков такого масштаба. По этой причине непонятно, но это все равно придется делать", — добавляет Хазин.
"О перспективах Евросоюза. Уже появилось понятие Frexit, потому что настроения во Франции все больше похожи на настроения британцев. Ключевой вопрос: сохранится Евросоюз или нет. Скорее всего, по итогам 2017 года будет понятно, или он самоликвидируется быстро, или будет умирать медленно. Гипотетический распад Евросоюза для России повлечет ряд последствий. Россия увеличит свое влияние в Восточной Европе. Поскольку ключевой элемент там Польша, то если распад ЕС произойдет быстро, и если на Украине не появится фигура, которая будет обеспечивать национальное примирение, то в этом случае оптимальный вариант для Восточной Европы — это раздел Украины, потому что единственный способ утихомирить Польшу —это отдать ей обратно Львов и окрестности. Тогда она перестанет быть тем самым фактором, который создает проблемы на пути усиления России в этом регионе", — заключает Михаил Хазин.