Загадочная и суровая Арктика давно стала ареной столкновения различных геополитических интересов. Борьбу за северное владычество ведут совокупный Запад и Россия. Формально Арктика поделена между Российской Федерацией, США, Канадой, Норвегией и Данией. Но это лишь формально. На деле эти границы ответственности дрейфуют, как льдины. Арктика – это вообще один большой дрейф и драйв. Льдины, станции, экономические, научные и военные проекты – все это находится в режиме постоянной борьбы стихий. Лед и огонь, огонь и лед! И нефть, конечно. Там, глубоко, под баснословной толщей вечного льда пролегает арктический шельф… А также – газ, золото, платина, никель, много чего ещё. Страсти раскаляются и замерзают. Невозмутим лишь Северный полюс, центр этой "страны ледяного ужаса", как назвал Арктику норвежский ученый Нансен.
Однако, у России есть право первой полярной ночи. Еще в XI веке русские мореходы вышли в Северный Ледовитый океан. Несколько столетий подряд наши предки упорно исследовали этот край, осваивали Северный морской путь, обживали пространства, не приспособленные, казалось бы, для человеческой жизни. История русского покорения Арктики – это история героев и подвижников.Реальная история, достойная античного мифа.
И сегодня Россия активно продолжает свою арктическую работу. Путь к Северному полюсу украшен множеством советских красных и российских трехцветных знамён. Мы проводим там и мирные научные исследования, и перспективные экономические изыскания, и грозные военные учения. Россия ведёт себя в Арктике как дома. И это очень не нравится тем, кто чувствует себя на просторах этой ледяной империи непрошеными гостями. Или - не слишком усердными управляющими. Русские же по праву хозяйничают в северных широтах.
Недавно в Арктике побывала российская правительственная комиссия во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Главной целью экспедиции было открытие дрейфующей станции "Северный полюс-2015". Но по пути Рогозин с коллегами посетили Шпицберген. Формально этот архипелаг относится к юрисдикции Норвегии, но в западной его части есть российский посёлок Баренцбург. Да и в целом, согласно особому международному статусу архипелага, присутствие России на Шпицбергене достаточно заметно и совершенно законно. Тем не менее, норвежские власти осерчали и даже попытались было изобразить ноту протеста. Но звук, раздавшийся из Осло, скорее напоминал крик старого перепуганного осла.
Россия будет работать в Арктике, оставляя всевозможные ослиные вопли на совести самих ослов. Это просто геополитика. Нашим партнёрам лучше принять геополитические реалии, а не устраивать игру "лилипуты против Гулливера". Северный полюс – не место для цирка, пусть даже и королевского.
Римский историк Плиний Старший писал о счастливом народе гиперборейцев, который прославлен чудесными легендами. Гиперборейцы – это мы с вами. Гиперборейцы – это русские. Но не древние, мифические, а современные, самые что ни на есть настоящие русские. И наш проект "Гиперборея" только начинается. Русские в Арктике – это нормально. Что бы там ни вопили всякие ослы, у Арктики – русский характер!
Фёдор Бирюков, идеолог партии "РОДИНА", сопредседатель клуба "СТАЛИНГРАД"