Русский актер, режиссер и монархист Иван Охлобыстин получил паспорт гражданина Донецкой народной республики (ДНР). Документ новому соотечественнику вручил глава непризнанного государства Александр Захарченко.
"Я приветствую "Русскую весну", – заявил Охлобыстин накануне наступления календарной зимы.
Он подчеркнул, что "всегда был ярым сторонником Русского мира", а ДНР "на данный исторический момент — это оплот Русского мира", - цитирует актера РИА "Новости".
Но помимо известного деятеля Ивана Охлобыстина паспорта ДНР есть сегодня у тридцати тысяч менее знаменитых человек, из которых порядка 150 – иностранцы. Как говорят официальные представители властей Донецкой народной республики, наибольшей популярностью документ о гражданстве ДНР пользуется среди жителей России, Испании и Франции.
Понятно, что статус гражданина непризнанного государства, особенно такого, как Донецкое, для обычного европейца несет больше проблем, чем возможностей. В той же Испании были случаи уголовного преследования сограждан, воевавших добровольцами на стороне Донбасса и Новороссии. Добровольность надо еще доказать, а вот паспорт в кармане – это уже улика. Так почему же люди из ЕС и РФ становятся официальными гражданами неофициальной страны, будущее которой весьма спорно? Почему русские, испанцы, французы выбирают себе второе отечество именно на Донбассе? Чем манит ДНР свободных людей Евразии?
В позапрошлом веке Фридрих Ницше вывел свою "формулу оптимизма": "Свободною стоит для великих душ и теперь еще земля. Свободных много еще мест… Там, где кончается государство, и начинается человек, не являющийся лишним". Вот она, цель – новая родина, где человек не будет лишним. А именно для "лишних", как считал Ницше, было изобретено старое государство.
Кстати, как раз по этой ницшеанской формуле расширялась наша Российская империя ("С Дона выдачи нет!"), осваивалась Америка. Вольные люди – русские казаки, европейские колонисты – стремились уйти от опостылевшей реальности "смерти в кредит", открыть для себя новые горизонты, создать свои свежие превосходные отечества. Где ты не – лишний, а хозяин. Позже об этом в одной советской песне пелось, но время было уже совсем другое.
Времена действительно круто изменились. Где ее сыскать теперь – свободную землю для свободных умов? Где пускай даже "полая земля", в которой ты недосягаем и для Большого брата, и для WikiLeaks? И вольнодумцы придумывают свои небывалые земли. Так, участники словенской индастриал-группы Laibach в восьмидесятых годах XX века создали неформальное "государство" NSK. Любой желающий и сейчас может получить его паспорт, есть гимн и прочая необходимая атрибутика. Это, конечно, постмодернистский и умозрительный вариант свободы, но все же вариант.
Современный "старый" миропорядок – как коктейль, где не самом дне красуются "свобода, равенство и братство", посередине – радуга, но не как символ божественного Завета, а как логотип сексуального хаоса, а сверху немного "рыночной свободы" в качестве ведущего послевкусия. Смешать, но не взбалтывать. Коктейль "Вавилонская башня", вкус современного абстрактного Государства. Готовившееся долго и сложно, это пойло успело уже порядком прокиснуть. И кто его по-настоящему распробовал, больше не хочет.
Это выше, чем политика. Это глубже, чем геополитика. Это экзистенциальный выбор сильных людей, которых тошнит от тотально бюрократической реальности "цивилизованного сообщества". Никакой прогресс не стоит того, чтобы отказываться от свободы. Никакая принудительная "толерантность" не заменит братской солидарности настоящих патриотов. Никакое "равенство прав и полов" не в силах "замылить" интерес к яркой, пусть и опасной жизни. И никакое Всемирное Государство не заменит живому человеку Родины.
Но вот на карте появилась ДНР. То, что это непризнанная республика, даже хорошо, так больше куража и драйва! История сопротивления Новороссии и Донбасса – героическая on-line легенда, где вымысел творчески дополняет правду. Или наоборот, неважно. Важно, что Донбасс является сегодня для многих людей самых разных национальностей отечеством новой свободы, родиной свежей мечты. За это люди добровольно рискуют жизнью, не говоря уже о денежных пожертвованиях. Поэтому в моде паспорта ДНР. Там, где кончается государство лишних – начинается ДНР. Так говорит современный Заратустра.
А еще среди знаменитых иностранцев есть определенная мода на гражданство Российской Федерации. Как говорится, Стивена Сигала вам в ленту. Или, к примеру, Джефф Монсон, вместе с российским имеющий гражданство другой донбасской республики – ЛНР. Эти сильные люди выбрали Россию как землю свободы. А теперь вот даже бывший советник президента США Рейгана Пол Крeйг Робертс публично попросил паспорт РФ.
Кстати, великие анархисты человечества тоже ведь родом из Русского мира – Бакунин, Кропоткин, Махно. Любят ли русские свободу? Нет, это слишком высокопарно. У нас все проще: русские дышат свободой. Бывает, становится душновато, но мы умеем поправить дело.
Член Бюро Президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков – специально для АПН