Увеличение коммунальных тарифов опережало рост цен на другие товары и услуги, особенно во втором полугодии 2017-го, когда инфляция в целом стала рекордно низкой. Хотя правительство ограничивает своими распоряжениями рост тарифов на ЖКУ в среднем 4%, за 10 месяцев 2017 года, например, по данным исследования банка "Русский стандарт", средний платеж за коммунальные услуги составил 2,7 тыс. руб., а это почти на 9,5% больше, чем за тот же период 2016 года.
Между тем подавляющее большинство граждан России считают, что качество услуг ЖКХ не соответствует их цене. Управляющие компании, в свою очередь, жалуются на недостаток рентабельности.
О том, почему Президент РФ не первый год требует ограничить рост тарифов ЖКХ, а управляющие компании продолжают безнаказанно выкачивать деньги из карманов россиян, превышая установленный правительством лимит на рост тарифов в 4%? Кто виноват в том, что распоряжения Президента и правительства не выполняются и должны ли виновные понести наказание, высказывают свою точку зрения эксперты партии "РОДИНА":
Руководитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Кировской области Федор Лугинин:
Широкий спектр проблем ЖКХ наиболее накален в дотационных или депрессивных регионах, в том числе в Кировской области, где власть вынуждена использовать многочисленные лазейки в законодательстве, чтобы избежать ответственности, и всячески старается избавиться от обременительных полномочий.
Когда я работал депутатом районной Думы, мы столкнулись с тем, что сначала руководство района предложило списать долги с МУПов (муниципальных предприятий) ЖКХ, на что депутаты ответили отказом. Тогда последовало решение о банкротстве ряда предприятий из их числа. А затем они были переданы на баланс откровенно нищенствующих сельских поселений. Сразу же резко обострились взаимоотношения с частными обслуживающими компаниями, часть из которых вообще отказались работать в деревнях и селах. А там, где остались, тарифы выросли астрономически, не вписываясь ни в установленные правительством лимиты на их рост, ни стандарты максимально допустимой доли расходов на оплату услуг ЖКХ, а также ни в какие иные цивилизованные рамки.
Смысл всех этих действий заключался в том, чтобы ни за что не отвечать, а только спрашивать. Меньше обязанностей, меньше проблем. Так и получается, что с федерального уровня полномочия передаются на региональный, оттуда автоматом на городской и районный, а там и еще ниже – на поселенческий. В результате все жилищно-коммунальное хозяйство оказывается в руках частника, с которого и спросить толком некому. Что изменится, если руководителя управляющей компании снимут с должности или даже отдадут по суд? Вопрос риторический.
По данным исследований Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Общественной палаты Кировской области жители в целом недовольны работой коммунальной отрасли. Больше всего волнуют вопросы начислений, то есть рост коммунальных платежей без изменений качества услуг и без каких-либо обоснований, непрозрачность оплаты. В то же время качество предоставляемых коммунальных услуг, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Также высокую обеспокоенность жителей города и области вызывает проблема высокой изношенности жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, ненадлежащего обслуживания многоквартирных домов управляющими компаниями, ТСЖ/ЖСК, увеличения количества аварийного жилья и неудовлетворительное состояние придомовых территорий.
Кто виноват в том, что за последние четыре года счета за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) увеличились в 2 раза больше доходов населения, а средний размер субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг рос медленнее тарифов? Вопрос также риторический. Дело в другом, все эти и другие показатели (в том числе темпы инфляции, рост цен на иные товары и услуги и пр.) не соответствуют реальному положению дела на местах, где никакие меры, принимаемые на федеральном уровне, не способны повлиять на ситуацию. Поэтому, мало что изменится, пока ответственность будет перекладываться с одних плеч на другие. Ведь при таком положении дел Пезиденту, по сути, и спросить не с кого.
Руководитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Республике Башкирия Арсений Маслов:
В первую очередь нужно понимать, что рост тарифов ЖКХ обусловлен не только жадностью и вороватостью "жилищников": в больше части они так же являются жертвами функционирующей жилищно-коммунальной системы. Увеличение расходов на оплату услуг сферы ЖКХ связан с ростом тарифов монополий и штампованием все новых и новых нормативов в этой области. Любое требование имеет свою цену для потребителя.
Для понимания причин роста цен нужно провести анализ структуры всех расходов, связанных с ЖКУ, или хотя бы одних из самых крупных:
- НДС 18%, что в совокупности с ужесточением политики в этой сфере, дополнительно к сумме НДС влечет расходы на администрирование налога, что в итоге составляет около 1/5 части всех тарифов;
- 1-3% на расчетно-кассовое обслуживание банками, обслуживание счета и на оформление платежных документов для жильцов;
- увеличение МРОТ так же привело к росту тарифов;
- проведение различных мероприятий, инициируемых муниципалитетами и администрациями городов, так же влечет дополнительные расходы на ЖКУ;
- в большей части на крупные ЖКУ возложена обязанность по содержанию так называемых паспортных столов (не входящие в систему УФМС);
- утилизация бытовых отходов, которые сейчас отданы на откуп выбранной властями очередной монополии, что неизбежно приведет к росту тарифов:
- капитальный ремонт многоквартирных домов, где стоимость работ завышена в 1,5-2 раза;
- в большинстве случаев обслуживание лифтов отдано на откуп очередным монополистическим структурам, которые работают в тесной связке с технадзором/лифтнадзором;
- ну и конечно на рост тарифов влияет бесконтрольность расходования средств, например, возможность без какого-либо согласования управляющими компаниями менять состав работ в течение года.
Таким образом, можно сказать, что управляющие компании, не платя зарплату в серую, не расплачиваясь наличными с частью поставщиков и подрядчиков, не проводя махинации с документами и отчетами, попросту не смогут существовать…
А самое интересное творится с ростом тарифов у ресурсоснабжающих организаций, которые работают в связке с Комитетами по тарифам, и для утверждения тарифа им нужно лишь обосновать расходы. Обосновывать, почему дорого, всегда проще, чем заморачиваться и нести какие-то риски. Система в целом выстроена таким образом, что потребители в России вынуждены оплачивать результат по искусственному раздроблению системы энергоснабжения.
Также интересно, почему только для ресурсоснабжающих организаций предусмотрен особый порядок взыскания денег с потребителей, а вот если потребитель (юрлицо) будет что-то взыскивать, то ничего подобного почему-то не предусматривается. Только сетевые организации могут иметь имущество и не платить за него, только они вправе требовать сноса всего, что оказалось в их охранных зонах.
В свою очередь, уменьшение количества получателей жилищных субсидий объясняется тем, что ежегодно органы соцзащиты увеличивают объем требуемых документов и усложняют критерии нуждаемости (для признания права на получения этих субсидий) ... Таким образом, проводится "неформальная" политика по экономии бюджетных средств. И получение жилищных субсидий фактически находится в зависимости от финансового состояния регионов…