Предварительный подсчет голосов референдума, который проходил 2 февраля в Гагаузии, показал, что большинство жителей этой автономной республики Молдовы поддерживают присоединение к Таможенному союзу.
Жители автономного территориального образования (АТО), которое расположено на юге Молдавии, должны были высказать свое мнение относительно трех пунктов, представленных на рассмотрение.
В своём интервью сайту "Завтра" политический консультант Анатолий Вассерман рассказал о своём видение ситуации в Гагаузии:
- Меня результат референдума в Гагаузии ничуть не удивил. Собственно, этот результат предсказывали ещё задолго до самого референдума. Недаром же власти Молдавии сделали всё от них зависящее, чтобы ему помешать и заранее объявили результат юридически ничтожным. Естественно, если бы они надеялись, что народ проголосует за вхождение Молдавии в состав Румынии, они бы вели себя совершенно иначе. И предсказуем этот результат не столько потому, что нынешние власти Молдавии нацелены на снижение её этнической разнородности и склонны добиваться этой самой однородности примерно теми же способами, какими добивались её румыны в межвоенный период, когда они, по сути, искореняли всякое культурное своеобразие оккупированной ими в 1918 году Молдавии.
Дело ещё и в том, что очень уж очевидна экономическая сторона дела. Румыния сейчас нища, даже по сравнению с Молдавией, и даже несмотря на все усилия нынешних властей Молдавии действовать по классическим либеральным и либертарианским рецептам, гарантирующим разорение практически любой страны.
Весь Европейский союз нынче переживает, мягко говоря, далеко не лучшие времена. Причём достаточно очевидно, что это не случайность, не циклический спад, а следствие стратегических проблем с организацией хозяйства. Для выхода из нынешней второй Великой депрессии понадобятся, во всяком случае, не меньшие преобразования, чем те, которые вывели из первой Великой депрессии. А тогда понадобилось, во-первых, такое изменение хозяйственного законодательства, что президента Рузвельта до сих пор клеймят как социалиста. А окончательно вывела мир из Великой депрессии Вторая мировая война. Понятно, что с учётом этого опыта сейчас людей мало-мальски знакомых с историей и экономикой явно не тянет в Европейский союз, а народ ощущает это на уровне инстинкта.
Думаю, если бы аналогичный референдум провели сейчас в Молдавии, то он бы дал примерно такой же результат. Более того, на Украине, где агитацию за Ассоциацию с Европейским союзом ведут откровенно бесчестными методами, много лет подряд убеждая народ, что речь идёт не об Ассоциации, а именно о вхождении в Союз с предоставлением прав, равных правам стран, уже много лет пребывающих в Союз, до сих пор идею вхождения в Европейский союз, пусть даже на равных правах, поддерживает меньше народу, чем идею вхождения в Таможенный союз. Реально поддерживают эту идею только те, кто ездят на заработки в страны Европейского союза и надеются, что после соглашения об Ассоциации, ездить им станет легче. Они, конечно, зря надеются – в соглашении об Ассоциации ничего не говорится о каком-то облегчении условий. Но даже при том, что Украину вроде бы убедили в том, что ездить будет легче, идею вхождения в Европейский союз поддерживает меньшинство.
Так что полагаю, что результаты гагаузского референдума вызовут очень мощную волну давления с Запада на все постсоветские республики, с целью не допустить распространения этого опыта. А нам, соответственно, надо сделать всё возможное, чтобы пошире разрекламировать его и чтобы объяснить всем постсоветским республикам, если не руководству, то, по меньшей мере, людям, что наше будущее не на задворках Европы, а в воссоздании единой страны с полноценным взаимодействием всех регионов и народов.