Председатель партии "РОДИНА", депутат Госдумы Алексей Журавлёв предложил придать брачным церемониям больше серьёзности и внести поправки в закон "Об актах гражданского состояния". По мнению Журавлёва, новые нормы позволят откладывать заключение брака на срок до месяца, если наряд новобрачных и их поведение выражают "неуважение к обществу, оскорбляют человеческое достоинство и общественную нравственность". Инициатива лидера российских социал-патриотов возникла после того, как на две брачные церемонии в Москве и Санкт-Петербурге, на которых все молодожёны были одеты в свадебные платья.
Предлагаем вашему вниманию интервью Алексея Журавлёва, которое он дал порталу "Лента.ру"
Вопрос: Много ли вы знаете случаев, когда бракосочетание выражало неуважение к обществу, оскорбляло человеческое достоинство и общественную нравственность?
Алексей Журавлёв: Такие случаи не часты, но они активно освещаются в СМИ. Это говорит о том, что люди, которые так себя ведут, намеренно эпатируют публику. Это такое окультуривание нас Западом, оцивилизовывание, как они считают. С этим мы не согласны. У нас есть свои традиции. У нас много народов в Российской Федерации, имеющих свои брачные церемонии, которые устанавливались столетиями. Люди, вступающие в брак, и должны себя вести в соответствии с этими традициями. Молодожены должны понимать, что это действие носит, если хотите, некий сакральный смысл. Делать балаган или провокации, когда оба приходят в женских платьях, по нашему мнению, недопустимо.
Вопрос: Вас оскорбляют молодожены в свадебных платьях?
Алексей Журавлёв: Костюм костюму рознь. Если жених с невестой оба приходят в свадебных платьях, они демонстрируют, таким образом, однополый брак, который запрещён законом. А это уже оскорбляет общественную нравственность.
Но их за это не накажут. Им просто предложат прийти в другой день, в другом наряде. То же самое со всякими зомби, которые могут напугать людей. Бракосочетание — это серьёзное действие. Маскараду тут не место. Можно и нужно всё это делать с веселыми лицами, но в торжественной обстановке, которая соответствует культурным традициям нашей страны. А традиции регистрироваться в виде живых мертвецов у нас нет.
Вопрос: Согласен. Брак — это ответственный шаг. Но регистрация брака — не более чем бюрократический акт. Не слишком ли большое значение мы придаём этой госуслуге?
Алексей Журавлёв: Это ваше мнение. А вот мои избиратели в Воронежской области, и мы с ними так не считаем. Вы имеете право на свою точку зрения. Но все начинается с простого. С таких эпатажных выходок и прочего. А потом институт брака превращается в ничто. Это и пытаются сделать многие наши окультуренные ребята на Западе.
Вопрос: Когда-то и Новый год встречать запрещали, а джинсы и джаз считали тлетворным влиянием. Потом разрешили. И ничего страшного не случилось. Может, и нестандартная регистрация брака не приведет к краху этого института?
Алексей Журавлёв: Мне кажется, мы уже нашли золотую середину. Мы же не запрещаем появляться в необычных костюмах. Но лишь бы это не оскорбляло никого и не шокировало. Ну и, в конце концов, мы же говорим только о торжественной регистрации. А если они придут просто так расписаться, то пусть приходят в чем угодно. Не надо только других провоцировать. Это как с гомосексуализмом. Он же у нас не запрещён? Нет. Но не все готовы мириться с тем, как гомосексуалисты публично, даже вызывающе демонстрируют свою сексуальную ориентацию. Поэтому и принят соответствующий закон.
Вопрос: Не боитесь, что обвинят в притеснении не только геев, но и нонконформистов?
Алексей Журавлёв: Если каждый раз смотреть на Запад, то нам пора уже заложить руки за голову и лечь лицом вниз. И, желательно, умереть. Вот тогда Запад будет нами доволен. Я бы вообще внимания на них обращать не стал. Не надо нас учить по своим учебникам. И навязывать нам свои моральные нормы. Наши морально-нравственные принципы гораздо выше, чем западные. Там людей в тюрьму сажают, если они рассказывают своим детям о том, что истинную семью могут создать только мужчина и женщина.
Вопрос: Форма и содержание — не одно и то же. Молодые люди любят друг друга и мечтают создать семью. Но они, например, толкинисты и пришли на церемонию в образе Арвен и Арагорна с толпой эльфов, гномов и хоббитов.
Алексей Журавлёв: Не согласен. Если вы придёте в госучреждение в непотребном виде, вас туда не пустят. Если вы придете в клуб, где существует свой дресс-код, вас тоже могут не пустить, если ваш наряд ему не соответствует. Мы говорим о браке, о семье как об основе государства. Так мы и должны к нему относиться. Если же мы будем приходить в загс в купальниках, в костюмах шреков и прочих, то многих это будет задевать и даже оскорблять.
Вопрос: Полно. Я сам был молодоженом, и мне в тот день было совершено не до того, в чем пришли на церемонию другие пары.
Алексей Журавлёв: Но если бы кто-то пришёл голым, вы бы наверняка это запомнили.
Вопрос: Думаю, и это не испортило бы мне впечатления от того дня. Но тут уже вступает в силу КоАП. Полиция, протокол...
Алексей Журавлёв: Тут да. А если невеста вся с головы до пят в шифоновом платье, но оно настолько прозрачное, что сквозь него решительно все видно? Формально одежда есть, КоАП не применить, но по сути человек голый… Потому мы и вносим в закон такие оценочные категории, как "неуважение к обществу", "оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности". Таким парам будет отказано в регистрации. Формулировки, к слову, как и в КоАП, один в один. Мы просто переносим их.
Вопрос: Вопрос в том, что для вас "неуважение к обществу" и "общественная нравственность"?
Алексей Журавлёв: Ну почему все сразу представляют себе страшных работников загсов, которые готовы выгнать кого угодно из-за грязных ботинок? Ведь действительно полно людей, которые не хотят соответствовать морально-нравственным традициям и стремятся всячески эпатировать общество.
Вопрос: Но где эта грань? Ведь у каждого свои понятия о нравственных традициях и степени эпатажности поведения.
Алексей Журавлёв: И что же нам делать? Прописать полицейским в КоАПе, что пьяного нельзя забирать пока он трижды не встанет на четвереньки? Для того и вводятся оценочные категории, чтобы не пришлось в деталях описывать, чем именно гражданин может оскорбить человеческое достоинство и общественную нравственность. Иначе нам придется ещё три тома разъяснений на каждую статью написать. Однако, как показывает судебная практика, и без таких уточнений эти нормы работают вполне эффективно.
Вопрос: И избирательно…
Алексей Журавлёв: Любой закон работает избирательно.
Вопрос: Это же плохо.
Алексей Журавлёв: Плохо. Но это уже вопрос не к законодателю, а к тому, кто применяет этот закон. Если полицейский или чиновник исполняет закон неверно, на это надо обращать внимание. Я же, как законодатель, обратил внимание на то, что у работников загсов нет никакой возможности отказать в регистрации брака, если поведение молодоженов не соответствует обстановке. Пришли в загс в прозрачных платьях, через которые все просвечивает, — это не соответствует обстановке торжественной регистрации брака.
Вопрос: Может, стоит составить список допустимой одежды: брюки мужские, прямого покроя, серые или черные, закрывающие голени; платье женское белое, непрозрачное, прикрывающее не менее 70 процентов тела, включая грудь и область таза?
Алексей Журавлёв: Этот дресс-код не подходит. У каждого народа есть свои традиции, которыми они всегда пользовались, и всегда пользовались успешно. А то, что сейчас происходит, — это влияние чуждой нам культуры.
Вопрос: Кстати, о чуждой культуре. Недавно проходил мимо одного из московских загсов, видел киргизскую свадьбу. Элементы национальной одежды, музыкальные инструменты, еда. Колоритно, но как-то неуместно.
Алексей Журавлёв: Но это как раз соответствует традициям народов Российской Федерации. А Москва у нас не только для русских.
Вопрос: Ну, в центральной России еще лет десять назад таких традиций не было. Да и Киргизия пока ещё не входит в Российскую Федерацию.
Алексей Журавлёв: Ну и что, что не входит. В Москве есть большая киргизская община.
Вопрос: Ну и чем киргизская община лучше сообщества толкинистов, готовых или воспитанных на европейской культуре людей? Их тоже много.
Алексей Журавлёв: Если кто-то считает, что национальный костюм выражает неуважение к обществу и оскорбляет общественную нравственность, то надо ставить этот вопрос. Но у меня, как у депутата, нет ни одного обращения по поводу национальных свадеб. Никого не оскорбляет, если кто-то пришёл в своём национальном костюме.
Вопрос: Боюсь, найдутся и такие...
Алексей Журавлёв: Разве что националисты. А это уже статья 282 Уголовного кодекса ["Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе"].
Вообще, это даже не национализм, а нацизм. Если человеку не нравится чей-то национальный костюм и он считает это оскорблением собственного достоинства, то что это, как не нацизм в чистом виде?
Вопрос: Давайте же будем терпимы ко всем. Для кого-то национальный костюм башкира или тувинца настолько же причудлив, как для других костюм Супермена. Так может, пусть человек-пингвин уже распишется с женщиной-кошкой? Лишь бы закон не нарушали.
Алексей Журавлёв: Бога ради. Если они своими действиями не выражают явного неуважения к обществу и не оскорбляют честь и достоинство граждан.
Вопрос: Депутат Милонов говорит, что геям пора уезжать из России. Как вы оцениваете такое предложение?
Алексей Журавлёв: У нас много таких, кому, по мнению депутатов, надо уезжать. Это, наверное, перегиб. Потому как сегодня у нас никакой такой пропаганды гомосексуализма нет. Мне, честно говоря, все равно. Это их личные установки, и пусть они с ними живут где угодно. Но пусть не пропагандируют и не ориентируют на это детей. А в остальном — пусть занимаются чем угодно. Мне наплевать.