6 марта 2014 года Верховным Советом Автономной республики Крым было принято решение о проведении референдума.
Эта новость вызвала множество дискуссий, в том числе и о легитимности референдума. Давайте разберёмся насколько данное решение законно.
Для начала обратимся к Конституции – Основному закону Украины.
Согласно статьи 5 Основного закона "носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ". Кроме того, подчёркивается, что "народ осуществляет власть непосредственно и через орган государственной власти". Из чего следует, что законодатель поставил право народа непосредственно осуществлять власть на первое место. И лишь потом наделил этим правом органы государственной власти и орган местного самоуправления. Таким образом, в Украине существует всего три законных источника власти: народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления. В случае с Крымским референдумом мнение органов государственной власти противопоставлено мнению народа и органов местного самоуправления. То есть, 2:1 в пользу народа Крыма.
Киевские власти, запрещающие народу Крыма самоопределиться, ссылаются на отсутствие закона о местном референдуме. Однако, нельзя забывать, что право на местный референдум прямо предусмотрено статьёй 38 Конституции Украины. Вот текст этой нормы: "Граждане имеют право принимать участие в управлении делами, в всеукраинских и МЕСТНЫХ референдумах…". Из чего следует, что право народа на местный референдум прямо предусмотрено Основным законом Украины. И отсутствие специального закона Украины о местном референдуме не отменяет этого права.
Кроме того, статья 69 Конституции Украины не предусматривает исчерпывающего перечня форм осуществления непосредственной демократии народом. И это, в свою очередь, оставляет крымскому народу очевидную "свободу творчества" в создании способов реализации права на определение своей судьбы.
В добавок ко всему, даже в преамбуле к Основному закону Украины указано, что Верховный Совет Украины принимает данную Конституцию, "на основе права народа на самоопределение и многовековую историю украинской государственности". Таким образом, ещё в далёком 1996 году государство Украина определило курс на народовластие в Украине. Что же касается "многовековой исторической государственности", то очевидно, что Крым исторически больше связан с Россией, нежели с Украиной. То есть, и тут позиция Киева трещит по швам.
Подведём итог. Право на референдум у крымчан есть, и оно предусмотрено действующей Конституцией. Самопровозглашённые власти Киева осуждают проведение референдума, несмотря на то, что ещё недавно захватили власть силовым способом. Получается что, дубины и коктейли Молотова для новой украинской власти являются более демократичным инструментом, нежели цивилизованный, предусмотренный Конституцией Украины, процесс - референдум.
На фоне всего этого, порывами предсмертной агонии выглядят попытки Киева навредить крымскому народу, например, заблокировав списки избирателей. Не смотря на это, заместитель председателя Верховного совета Крыма Григорий Иоффе 7 марта в ответ на действия ЦИК Украины заявил: "У нас все списки готовы, референдум пройдет с использованием всей необходимой техники. Списки избирателей уже находятся в районах… Люди, которые работают в ЦИК, мягко говоря, неумные, раз сделали такое заявление. Они не понимают, что в Крыму неоднократно проводились выборы, тысячи копий списков избирателей находятся в местных комиссиях ". Позиция Верховного Совета АР Крым логична и последовательна. Верховный Совет не признаёт нелегитимную киевскую власть, и, руководствуясь Конституцией Украины, предоставляет народу Крыма право самому решить свою судьбу. Это и есть демократия в чистом виде.
Что ж, как говорят на Востоке, "собака лает - караван идёт". 16 марта народ Крыма реализует своё законное право на самоопределение. Это будет законный выбор свободных людей!
Алексей Рылеев, член Бюро Президиума Политсовета партии "РОДИНА", сопредседатель социально-патриотического клуба "СТАЛИНГРАД"