Профессор ВШЭ, политолог-американист Александр Домрин объяснил LifeNews, что на самом деле отмечают американцы 4 июля.
Впервые с 1992 года я не был приглашен отметить День независимости США в дипломатической резиденции в Спасо-Хаусе. Новый посол и его окружение, видимо, решили провести ревизию традиционных гостей и пришли к выводу, что за 23 года посещения особняка Воланда, прототипом которого является Спасо-Хаус, "агента влияния" из меня не получилось, и переключили свое внимание на новых потенциальных членов "пятой колонны".
День независимости — один из немногих светских праздников в США. Не беда, что, согласно опросу Гэллапа, проведённому среди 1016 американцев, только 76 процентов из них (66 процентов в возрасте от 18 до 29 лет; только 54 процента чернокожих) знают, что их страна обрела свою независимость от Великобритании. 19 процентов "не были уверены", от кого именно. Другие называли Россию, Мексику, Китай и даже Францию, хотя именно она стала первой страной, официально признавшей США. (Конечно, не столько из-за каких-то особых симпатий к колонистам, сколько для того, чтобы уязвить своего традиционного соперника — Британию).
В крупных американских городах и менее населённых пунктах в этот день устраивают фейерверки и барбекю, проходят парады и открытые музыкальные фестивали в парках и на площадях. (Мне посчастливилось услышать Карлу Блэй и Стива Своллоу, Билла Фризелла, группы Айрто Морейры, "Америку", "Грэнд Фанк" и "Ночь трёх собак"). Местная политическая и деловая элита собирается на пикники, чтобы обсудить события в городе и мире.
Помню, как, оказавшись в США 4 июля 1997 года, долго рассказывал собравшимся о чудовищных фальсификациях, прошедших за год до этого президентских выборах в России. Народ слушал с недоверием.
Со времён расстрела Дома советов в Москве 1993 года американские СМИ представляли оппонентов Ельцина не иначе, как "антидемократической, антизападной, антирыночной, антисемитской" "красно-коричневой коалицией" (CRS Report for Congress), "националистически-коммунистическим блоком" и "бандой коммунистов и фашистов" (The Boston Globe), "националистической, крипто-советской оппозицией" и "бандой коммунистических аппаратчиков" (The New York Times), даже "коммунистическими фашистами, маскирующимися под парламентариев" (всё тот же The Boston Globe). Само же противостояние между режимом Ельцина и его оппонентами подавалось не иначе как конфликт между "демократией" и "демонами", как гласил заголовок редакционной статьи всё той же газеты.
Справедливости ради стоит отметить, что американские обыватели не стали исключением в своём непонимании происходящего в России. В своей книге "Олигархи" Дэвид Хоффман пишет о разговоре, состоявшемся во время визита в Лондон между Чубайсом и Немцовым с премьер-министром Тони Блэром. "Что вы предпочитаете: коммунизм или бандитский капитализм?" — спросил Чубайс. Блэр подумал минуту и ответил: "Бандитский капитализм лучше". "Абсолютно правильно", — радостно согласились "реформаторы"!
А моя речь 4 июля 1997-го была неожиданно прервана подошедшим старичком, заявившим, что я "плохо информирован" (ill-informed), и чтобы я предоставил конкретные данные фальсификаций в ходе перевыборов Ельцина. Как я потом узнал, "старичок" был непростой: член Законодательного собрания штата от Демократической партии, национальный лидер которой — Билл Клинтон — сделал всё для удержания у власти в России "старины Бориса".
По иронии судьбы, четыре года спустя я снимал дом в Америке всё у того же старичка. Решив разыграть депутата, я появился на пороге его дома 20 января 2001 года, в день инаугурации республиканского президента Джорджа Буша, и поздравил деда со вступлением в должность нового президента США. "Вообще-то мы считаем, что выборы были украдены", — сухо сказал тот. "Если вы считаете, что эти выборы были украдены, то вы точно не знаете, как это было сделано в России в 1996-м", — напомнил депутату наш с ним давний разговор.
Ну, а если серьёзно, в этот красный день календаря я хочу поздравить моих американских друзей и студентов с большим праздником — Днем независимости США. А моих соотечественников и всех людей доброй воли с Днем независимости от США.
Специально для LifeNews